В янвaрe 2017 гoдa Сбeрбaнк прeдстaвил нoвый прoдукт – oнлaйн-сeрвис «ДoмКлик», прeднaзнaчeнный для прoвeдeния oпeрaций купли/прoдaжи нeдвижимoсти. Сeрвис быстрo нaбирaeт пoпулярнoсть, и риэлтeрскиe сooбщeствa стaли видeть в нeм угрoзу сoбствeннoму бизнeсу…
Пoртaл нeдвижимoсти superrielt.ru изучил для Вaс тeкущee пoлoжeниe дeл.
Чтo сoбoй прeдстaвляeт «ДoмКлик»?
Сeрвис «ДомКлик» находится в интернете отдельно от официального сайта Сбербанка. Содержит пять разделов: Ипотека, Недвижимость, Правовая экспертиза, Оценка и Электронная регистрация. Правовая экспертиза и оценка пока доступны только по объектам, находящимся в Москве и Подмосковье.
Действительно, клиенты и партнеры банка могут легко и быстро заказать нужные услуги, в том числе, удаленно зарегистрировать сделку в Росреестре без необходимости лично посещать учреждение.
Презентация проекта в начале года проходила на высшем уровне – глава Сбербанка Герман Греф лично описывал все преимущества нового сервиса президенту Путину в ходе официальной встречи. Всего за несколько месяцев более 5% клиентов Сбербанка успешно оформили ипотеку посредством сервиса «ДомКлик». По Москве этот показатель составил целых 12%.
Однако профессиональные сообщества риэлтеров отреагировали на появление этого продукта без энтузиазма. Некоторые даже увидели в нем прямую угрозу собственному бизнесу. Камнем преткновения стал раздел «Недвижимость» сервиса «ДомКлик».
По сути своей витрина недвижимости «ДомКлик» — это не более чем очередной агрегатор частных объявлений. Однако, в связке с кратчайшим, «однокликовым» путем к оформлению ипотеки на любой из опубликованных объектов в обход посредников, для многих риэлторов этот сервис выглядит устрашающе, особенно в перспективе. Дошло до того, что некоторые профессиональные объединения риэлторов прямым текстом рекомендуют своим участникам бойкотировать «ДомКлик», не размещая на нем свои объявления.
Сбербанк просит риэлторов не бояться
Официальные лица Сбербанка, в свою очередь, называют напрасными столь мрачные опасения со стороны риэлторов. Так, руководитель отдела банка по ипотечному кредитованию Николай Васев утверждает, что уже на текущий момент сервис «ДомКлик» успешно сотрудничает с многими российскими агентствами недвижимости. Мало того, по словам Васева, более 40% из них даже интегрировали свои базы данных и автоматизированные системы с «ДомКлик».
Николай Васев также уверяет, что новый онлайн-сервис призван помочь в установлении качественной коммуникации партнеров банка с потенциальными покупателями жилья. Для этого в рамках «ДомКлик» реализован функционал, позволяющий пользователям как раз найти профессиональных и добросовестных риэлторов, а не избежать встречи с ними. Причем, самим агентствам недвижимости все услуги сервис предоставляет бесплатно.
Проблемы с юридической чистотой объектов
Один из главных аргументов, которые приводят скептически настроенные риэлторы против системы «ДомКлик», состоит в подозрении неспособности Сбербанка обеспечить грамотную и качественную проверку юридической чистоты объектов недвижимости вторичного рынка.
По мнению президента ГК «БЕСТ-Недвижимость» Григория Полторака, проверка Сбербанком юридической чистоты лотов, опубликованных в «ДомКлик», будет носить лишь формальный характер, так как «невозможно, сидя за компьютером, минимизировать риск возникновения правовых проблем при купле/продаже недвижимости».
Несколько другой точки зрения придерживается Анна Шишкина, коммерческий директор «Миэль-Новостройки». По ее мнению, именно то обстоятельство, что проверку юридической чистоты декларирует «сам» Сбербанк, может давать потенциальным покупателям субъективное ощущение уверенности и наличия гарантий.
Официальный Сбербанк, в свою очередь, приводит ровно противоположный мнению Г. Полторака аргумент. Так, Николай Васев ссылается на «колоссальный бэкграунд», который наработан банком по части проведения экспертиз недвижимости. По его словам, Сбербанк проводит более 500 тыс. ипотечных сделок в год, и по каждой из них проводится экспертиза.
Попытки договориться
Несмотря на «позиционную» обеспокоенность отдельных риэлторских компаний и целых сообществ, на высших уровнях все-таки наблюдается некий конструктив и прогресс.
В середине марта прошли переговоры между представителями Сбербанка и Российской Гильдией Риэлторов (РГР). Последнюю представляла президент Гильдии Татьяна Деменок. Стороны достигли предварительной договоренности о подписании соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве.
По словам Деменок, со стороны Сбербанка была продемонстрирована искренняя заинтересованность в партнерстве с профессиональным риэлторским сообществом. От имени риэлторов Татьяна Деменок выразила ожидание и надежду на прозрачность взаимоотношений.
Президент РГР анонсировала подготовку в ближайшее время проекта договора о сотрудничестве со Сбербанком, где будут четко прописаны условия публикации лотов в рамках сервиса «ДомКлик», которые позволят риэлторам не опасаться потери клиентов и заработка из-за размещения своих объектов на онлайн-площадке Сбербанка.
Вице-президент РГР Александр Романенко (корпорация «Адвекс») поддержал коллегу, согласившись, что взаимовыгодное сотрудничество со Сбербанком вполне возможно, при условии, что последний не будет перенимать на себя функции риэлторов.
Схожее мнение высказал и Григорий Полторак (БЕСТ-Недвижимость). По его мнению, весь образовавшийся вокруг «ДомКлик» негатив рассеется, как только Сбербанк подпишет с профессиональными риэлторскими сообществами полноценные соглашения и меморандумы.