Дoпущeннaя кaдaстрoвaя oшибкa нe мoжeт стaть oснoвaниeм для прeкрaщeния прaвa сoбствeннoсти нa зeмeльный учaстoк…
Тaкoй вывoд сдeлaл Верховный Суд при рассмотрении дела собственницы дачного участка в Хакасии, чуть не лишившейся земли по вине кадастрового инженера, который допустил ошибку в межевом плане.
Две владелицы соседних дачных участков проживают в Хакасии. При постановке одного из участков на кадастровый учет, хозяйка выяснила, что его границы заходят на соседний участок. Соседка обратилась в районный суд, где обнаружилось, что первой владелице выделили участок из земель запаса для ведения фермерского хозяйства, а второй собственнице землю подарили. Одна из хозяек утверждала, что соседка незаконно объединила земельные участки, и теперь требует, чтоб суд признал, что при определении границ была допущена кадастровая ошибка, и прекратил право собственности на землю.
Районный суд Хакасии вынес решение в пользу владелицы фермерского хозяйства. Это решение поддержал и Верховный суд Хакасии. Суды пояснили, что при постановке участков на кадастровый учет была допущена достаточно распространенная кадастровая ошибка – участки наложились друг на друга, соответственно, в межевом плане ответчицы было допущено нарушение. Местные суды посчитали, что кадастровая ошибка в межевом плане может считаться основанием для прекращения права собственности на земельный участок.
Проигравшая владелица земли подала иск в Верховный Суд РФ, который не согласился с доводами низших инстанций. Верховный Суд пояснил, что по закону нельзя лишить гражданина права собственности на земельный участок из-за наличия ошибки. Если была допущена кадастровая ошибка, ее необходимо исправить, но при этом необходимо сохранить право собственности человека на землю. Верховный Суд разъяснил, что когда районный суд увидел нарушение в межевом плане, он должен был привлечь к ответственности кадастрового инженера. Верховный Суд направил дело соседок на повторное рассмотрение с учетом этих замечаний.
В феврале Верховный Суд дал разъяснения касательно споров о земельных участках, на которые нет документов. У органов местного самоуправления есть три года после постановки земли на кадастровый учет, чтобы оспорить право собственности на участок.