В нaшeй суeтливoй жизни тeряются дaжe тaкиe вaжныe вeщи, кaк дoкумeнты, в тoм числe, и нa квaртиру…
Oни трeбуются дaлeкo нe кaждый дeнь, пoэтoму xoзяeвa чaстo клaдут иx нa дaльнюю пoлку шкафа и впоследствии не всегда могут найти. Однако бумаги на квартиру понадобятся, если владелец решил ее продать, возникли имущественные споры и другие ситуации. Так что лучше иметь под рукой все документы, определяющие право собственности.
Документы на недвижимость бывают:
- Правоустанавливающие: к ним относятся договоры о сделках с жильем (дарения, купли-продажи), свидетельство о праве на наследство, документы о приватизации или долевом строительстве, судебные решения.
- Правоудостоверяющие: свидетельство о госрегистрации права.
- Технические: технический план, кадастровый и технический паспорта.
Свидетельство о праве собственности
Все данные об объектах недвижимости и операциях, совершенных с ними, хранятся в едином государственном реестре прав (ЕГРП), в бумажном свидетельстве эта информация лишь дублируется. Таким образом, новый документ можно получить там же, где был выдан первый – в территориальном органе Росреестра. Специалист поможет заполнить соответствующее заявление.
Дубликат свидетельства выдадут только владельцу недвижимости, поэтому при себе необходимо иметь паспорт. Затем нужно уплатить госпошлину в размере 350 рублей для физических лиц и 1000 рублей – для юридических. Как правило, рассмотрение заявки и оформление свидетельства не превышает 10 дней.
Также можно обратиться в региональный многофункциональный центр (МФЦ), который работает по принципу «одного окна» для любых видов услуг, а это очень удобно. С 2014 года все МФЦ называются «Мои документы».
Дополнительные варианты
Если Вы настолько заняты, что не можете обратиться в МФЦ или органы регистрации, либо они находятся слишком далеко, проблему можно решить по-другому. Воспользуйтесь порталом государственных услуг, однако в этом случае нужен сертификат цифровой подписи. Еще один вариант удаленного обращения – отправить документы (обязательно заверенные нотариусом) обычной почтой. Также необходимо составить опись вложения и выбрать письмо с уведомлением.
Договор купли-продажи
При заключении сделки купли-продажи один экземпляр договора остается в регистрирующем органе. Поэтому там можно получить его заверенную копию. Владельцу необходимо предъявить паспорт, написать соответствующее заявление и уплатить государственную пошлину, размер которой для физических лиц составляет 200 рублей, для юридических – 600 рублей. Заявка обрабатывается в течение 5 дней.
Однако, если сделка совершалась до 2008 года, найти документ таким способом не удастся, поскольку именно тогда россиян законодательно обязали передавать экземпляр договора в Росреестр. В таком случае, если договор заверялся, нужно обратиться в нотариальную контору или найти продавца и сделать копию его экземпляра документа, заверив ее нотариально.
Техническая документация
Кадастровый паспорт может получить не только владелец – для этого необходимо обратиться в региональное представительство Кадастровой палаты. Обязательно потребуется предъявить паспорт и оплатить государственную пошлину в размере 200 рублей. Копию технического паспорта и плана можно получить там же (при условии, что ранее документы предоставлялись), но это обойдется дороже – 800 рублей. Также эти документы выдают в МФЦ и на портале госуслуг. Если план и паспорт в Кадастровую палату не предоставлялись, их необходимо заказывать заново – там же или в БТИ. Кроме того, техническую документацию могут оформить частные конторы, у которых есть соответствующая лицензия.
Документы на муниципальное жилье
Заключенный с администрацией договор социального найма хранится в архиве, поэтому можно без труда получить копию документа. Процедура длится до 30 дней.
Если Вы подозреваете, что документы могли украсть, немедленно обратитесь в Росреестр и напишите заявление о пропаже, чтобы ими не воспользовались мошенники, с которыми потом придется разбираться в суде.