Разработка проекта зоны санитарной охраны скважины на воду

O Прoeктe oргaнизaции зoны сaнитaрнoй oxрaны

Дo сиx пoр нaшa рaссылкa былa пoсвящeнa в oснoвнoм взaимoдeйствию Дeпaртaмeнтa пo нeдрoпoльзoвaнию с жeлaющими устaнaвливaть вoдoзaбoрныe сквaжины, рaзбирaлись трeбoвaния и рeкoмeндaции дeйствующeгo зaкoнoдaтeльствa, в чaстнoсти зaкoнa «O нeдрax», oбмeнивaлись нaкoплeнным oпытoм тe, ктo ужe пooбщaлся с сoтрудникaми Рoснeдрa.

Нo сущeствуют eщё нoрмaтивнo-прaвoвыe aкты, рeглaмeнтирующиe сoблюдeниe сaнитaрнo-эпидeмиoлoгичeскиx трeбoвaний влaдeльцaми вoдoзaбoрныx сквaжин. Пoскoльку при испoльзoвaнии источников подземных вод в питьевых и хозяйственных целях необходимо будет взаимодействовать с представителями Роспотребнадзора в вопросах получения разрешительных документов на установку скважины и последующего контроля её эксплуатации.

 

Ранее мы писали про:

 

  • Необходимость анализа воды при лицензировании скважины на воду
  • Оценку запасов подземных воды
  • Водоснабжение из скважины
  • Получение чистой воды из скважины на песок

 

 

В целях соблюдения процедуры получения лицензии, подтверждающей право пользования подземными источниками питьевой воды, каждый желающий должен оформить документ о назначении зоны санитарной охраны (ЗСО) вокруг водозабора, руководствуясь статьями 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и правилами и нормами СаНПиН 2.1.4.1110-02.

Было время, когда достаточно было справки, выданной сотрудником или главным врачом Санэпидемстанции района, подтверждающей возможность оборудования 1-го пояса санитарной зоны вокруг водозабора питьевой воды.

В настоящее время для оформления лицензии необходима разработка Проекта ЗСО для устанавливаемого водозаборного оборудования.

 

Планируете оформление скважины? Рекомендуем почитать про лицензирование водозаборных скважин

Что понимается под «Проектом организации ЗСО»?

Разработкой этого Проекта чаще всего занимаются специалисты-экологи. Однако положительное начало, смысл и содержание документа теряется в формализме, с которым они подходят к его оформлению.

 

К сожалению, формальный подход к плановому отбору проб почв, атмосферного воздуха или воды, к оформлению плановых справок и к своевременной сдаче ежегодных отчётов в совокупности с недостатком квалификации сотрудников экологических организаций не позволяет объективно оценить влияние программ экологического контроля на состояние окружающей среды, будь то водный природный объект, участок местности или состояние воздушного бассейна. Свою задачу экологическое руководство видит в создании и поддержании системного взаимодействия с организациями, ведущими хозяйственную или промышленную деятельность, основанного на взаимовыгодном сокрытии нарушений экологического законодательства. Реальное состояние окружающей среды мало кого интересует.

 

Исходя из такого состояния дел в экологических службах и оформляется Проект вокруг установки водозаборной скважины. В него из предшествующих готовых шаблонов вносится обширная общая часть с описанием технических особенностей водозаборного оборудования, гидрогеологических и климатических особенностей территории установки. В него к тому же копируются целые разделы из СанПиН 2.1.4.1110-02, приводится список санитарных мероприятий в режимной охранной зоне, а также паспорта на скважины, на насосные станции.

 

Из составленного таким образом Проекта организации ЗСО расчёт охранных поясов – это чуть ли не единственное рациональное зерно, на которое стоит обращать внимание.

 

Основной замысел в назначении охранных поясов очевиден. 1-й пояс закрывает доступ к водозаборному сооружению лицам, не имеющим отношения к его обслуживанию и ремонту, а также он используется для поддержания чистоты и порядка на прилегающей территории вокруг скважины. Доступ к артезианской скважине ограничен 30-ти метровой зоной вокруг неё. При необходимости уменьшить эту зону, заказчику необходимо получить разрешение от санитарно-эпидемиологической службы, но не менее чем 15 метров от водозабора. При установке скважины, качающей воду из подземных источников неглубокого залегания, радиус 1-го пояса строго режима увеличивается до 50 метров.

 

Одна из часто встречающихся причин идти на компромиссное решение со специалистами Роспотребнадзора связана с проблематичностью соблюдения необходимых расстояний в 1-м поясе санитарной зоны. Поскольку строения, возведённые на участках ранее, чем принимается решение о выкапывании водозаборной скважины, находятся и в 50-ти, и в 30-ти и в 15-ти метровых зонах вокруг неё.

 

Руководствуясь СаНПин 2.1.4.1110-02 организация и планирование зоны 1-го пояса включает:
— установку ограждения,
— вырубку кустарниковой и древесной растительности,
— отвод дождевых и талых сточных вод,
— твёрдое покрытие пешеходных и автомобильных дорог для подхода и подъезда спецтранспорта.

 

2-й санитарный пояс охранной зоны призван не допустить проникновения микробиологических агентов в источники подземных вод. Радиус этого пояса ЗСО рассчитывается, основываясь на гидродинамических характеристиках вод подземных горизонтов. Главной задачей этих расчётов является доказательство необратимой гибели патогенных микроорганизмов за время перемещения от источника загрязнения до водозаборной скважины по причине несоответствия температурного режима для их жизнедеятельности. Источниками микробиологического загрязнения могут выступать: животноводческие дворы и хозяйства, сельскохозяйственные угодья, обрабатываемые удобрениями и средствами защиты растений, ямы с нечистотами и отходами животноводства, а также другие объекты антропогенной деятельности, способные выступать в качестве источников биологического загрязнения.

 

Для защиты источников подземных вод от химического загрязнения организуется 3-й пояс ЗСО. Как правило, этот пояс охватывает границы месторождения источников питьевых вод, т.е. территорию их формирования.

 

Для грамотной организации 2-го и 3-го поясов зоны санитарной охраны необходимо привлечение квалифицированных специалистов-гидрогеологов, которые способны выполнить работу на местности по тестовым откачкам проб воды на водозаборе, впоследствии обработать полученные результаты и провести расчёты гидродинамических свойств водного горизонта.

 

Как показывает практика, экологи, не ориентирующиеся в гидрогеологии и оформляющие при этом Проекты организации ЗСО, относятся формально к составлению документации, не проводят опытных откачек, а результаты их расчётов на бумаге не вызывают доверия и не отражают реального состояния дел на местности.

 

Тем не менее, контроль со стороны Роспотребнадзора не выявляет недостатков, и экспертиза проходит без проблем. Такая ситуация происходит по той же причине – отсутствие необходимых специалистов, способных провести квалифицированную проверку подаваемых документов. Дело в том, что сама разработка второго и третьего поясов и проверка её правильности требует специальной профильной подготовки соответствующих специалистов. В итоге дело охраны водоносного горизонта при водозаборе страдает, а формально все документы в порядке. Кому-то это даже удобно.

 

Цель собственника скважины заключается в том, чтобы контролирующие органы утвердили его Проект организации ЗСО и дали добро на использование питьевой воды из подземных источников. Этой цели он достигает даже несмотря на формальность процедуры оформления разрешения, а проблема возможного реального загрязнения водоносных горизонтов вследствие неполной процедуры проверки прилегающей территории, входящей в режимные 2-й и 3-й санитарные пояса, как правило собственника не интересует.

 

В таких условиях важно реальное нахождение земли в границах 1-го пояса либо в собственности хозяина водозаборной скважины, либо в аренде на длительный срок. Тогда только допустимо отчуждение земли под охранную зону.

 

После получения утверждённого Проекта ЗСО составляется запрос в органы местного управления населённого пункта с указанием границ всех поясов санитарной зоны для их последующего нанесения на карты и планы местности. Такие действия будут способствовать соблюдению охранного режима в границах зоны санитарной охраны. Это означает, что если появится запрос на бурение новых скважин на этой территории, то потребуется согласование в службах санитарно-эпидемиологического контроля. Кроме этих существуют и другие ограничения, изложенные в соответствующих санитарных правилах и нормах, связанные с использованием подземных источников питьевой воды.

 

Имеются различия в оформлении разрешений на водозаборы технического и питьевого водоснабжения. В частности, составление Проекта организации санитарной зоны для технического водозабора не требуется. Но, если открывается доступ к питьевому горизонту, тогда первый охранный пояс строго санитарного режима – обязателен.

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.